Региональный атлас образовательных практик | lesdou7.ru
Выбрать страницу

Региональный атлас образовательных практик

Проект «Практико — ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию «Практико — ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Презентация проекта «Практико — ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»   

Телемост «Краски Крайнего Севера» 

Инструментарий педагогической диагностики по познавательному развитию детей по теме проекта « «Практико — ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Анкета для родителей               

«Практико — ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»

Паршина Татьяна Валерьевна- воспитатель,  Ярмухаметова Флера Нурисламовна- старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Улыбка»

        Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов своего края относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей малой Родины, где ребенок родился и живет. Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.
        На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край — Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонациональном населении, а также о коренных жителях нашего края. Детей очень заинтересовала тема коренных жителей. Они задавали много вопросов об условиях, в которых живут люди, образе жизни, почему жизнь этих народностей отличается от нашей. Их интересовал вопрос почему коренных жителей называют «малыми народностями». Исходя из этого, мы предложили детям узнать больше о малых народностях, их образе жизни, традициях, играх, природных условиях. Дети с большим удовольствием поддержали наше предложение, и мы совместно с детьми и родителями разработали проект по этой теме.
            Цель практики — способствовать формированию интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями. Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач:
1.Формирование целостной картины о жизни малочисленных народностей нашего края; бытом и традициями. Создание условий для получения знаний о коренных народах края.
2.Развитие самостоятельности, коммуникативных качеств, умения добывать знания; расширение кругозора детей.
3.Воспитание уважительного отношения к малочисленным народностям нашего края, их традициям.
           Для решения задач мы использовали следующие методы:
1.Словесные (беседа, рассказ). В процессе применения словесных методов мы посредством рассказа объясняем детям материал, а дети, в свою очередь, посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают. Беседа организована нами с помощью продуманной системы вопросов к детям для понимая новых фактов, понятий или закономерностей.
2.Наглядные (наблюдение, показ, демонстрация, просмотр) применялись нами для зрительного запоминания и понимания того, о чем дети узнают в процессе беседы, рассказа.
3 Практические (изучение и анализ информации, исследование).
Данная практика включает в себя следующие направления:
— Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов о городах Красноярского края.
— Технологический блок: создание альбома «Малые народы Красноярского края».
— Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы и социальным миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность).
В процессе создания проекта нами был поставлен ряд вопросов:
1.Что мы об этом знаем?
2.Что мы хотели бы узнать?
3.Как мы будем это делать?
4.Кто нам в этом поможет?
Данный  проект проводился в течении двух недель с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;
— совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);
— самостоятельной детской деятельности;
— деятельности детей и родителей.
Для достижения результата по данной практики нами был выстроен алгоритм реализации проекта:
I этап —  информационно-накопительный (с 14.01. по 20.01.2020). На данном этапе мы в первую очередь провели мониторинг знаний детей о Красноярском крае, о народах, проживающих в нем, затем организовали деятельность группы, разработали план работы, совместно с детьми занимались сбором практического и методического материала, анализом информации при изучении методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по краеведению. В процессе деятельности получили готовую информацию для создания альбомов «Путешествие по родному краю», «Малые народы края». Также на данном этапе нами был разработан план мероприятий на второй практический этап.
II этап — практический (с 21.01. по 27.01.2020). На практическом этапе мы совместно с детьми и родителями изготовили и оформили альбом «Малые народы Красноярского края», провели цикл познавательных занятий по темам: «Мой край», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края». Совместно с родителями организовали выставку рисунков и аппликаций «Красноярскому краю 85 лет». Также разработали план мероприятий на третий завершающий этап.
III этап — обобщающий (завершающий) (28.01.2020 года). На завершающем этапе оформили выставку продуктов детской деятельности, провели презентацию проекта, отчет о проделанной работе.   Провели телемост  между нашим детским садом и детским садом  Дудинки. На котором дети рассказали о своих городах, о природном  и растительном мире. Встреча детям понравилась и договорились о дальнейших встречах. В заключении провели беседу с детьми «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».
        В результате работы над проектом дети имеют представление о коренных жителях родного края, названиях народностей (долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы), их быте, обычаях; познакомились с художественным творчеством  малых народностей; у детей сформированы патриотические чувства, проявляют гордость за свой край, уважение к его малым народностям.
        Таким образом,  мы достигли поставленной цели, дети ознакомлены с малыми народностями родного края, условиями жизни, бытом, обычаями, традициями. Поставленные задачи были решены.

 

          

 

 

 

 

 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять